Pages Navigation Menu

Услуги аудиторской компании "Анеста Аудит"

Методика проведения налогового аудита

Методика проведения налогового аудита

Почти каждая аудиторская фирма владеет собственными методами и способами проведения аудита. Невозможно создать универсальную методику налогового аудита, так как, невзирая на единство налоговой системы России, у каждого хозяйствующего субъекта есть свои особенности в уплате и исчислении налогов, что может вызвать ошибки и нарушения, выявление которых и является задачей налогового аудита. Налоговый аудит в целом можно определить как исполнение аудиторской организацией специализированного аудиторского задания по рассмотрению налоговых и бухгалтерских отчётов экономического субъекта для выражения мнения о степени соответствия нормам, которые установлены законодательством и достоверности, порядке формирования, уплаты, отражения в учёте налогов и других платежей экономическим субъектом во внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Налоговый аудит как процесс имеет несколько этапов: экспертиза (предварительная оценка) ныне существующей системы налогообложения экономического субъекта; подтверждение (неподтверждение) и проверка правильности начисления и уплаты сборов и налогов и во внебюджетные фонды и бюджет экономическим субъектом; представление и оформление итогов проведения налогового аудита.
На каждом таком этапе аудиторы исполняют некоторые проверочные действия. Так, на первом этапе нужно: произвести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить главные факторы, которые влияют на налоговые показатели; проверить правильность методики начисления налоговых платежей; произвести налоговую и правовую экспертизу ныне существующей системы хозяйственных отношений; провести анализ того, как организован документооборот и изучить полномочия и функции служб, которые ответственны за уплату и исчисление налогов; произвести предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта. Исполнение процедур на этом этапе дает возможность рассмотреть такие существенные факторы, как специфика главных хозяйственных операций экономического субъекта и ныне существующие объекты налогообложения, соответствие нормам действующего законодательства используемого организацией порядка налогообложения, оценить уровень потенциальных налоговых нарушений и налоговых обязательств.
На следующем, главном, этапе проверки нужно определить, на каких именно участках налогового учёта нужна углубленная проверка. По итогам предварительного анализа аудиторы способны выявить проблемные моменты налоговой системы организации, поэтому нецелесообразно производить полноценный аудит всех участков налоговой системы. К примеру, на первом этапе можно вполне понять, что проблемы у организации возникнут, скорее всего, с экспортным НДС, ведь организация реализует услуги, товары, работы за рубеж, с налогом на прибыль, ведь учёт расходов и доходов в целях налогообложения не организуется должным образом, с акцизами, когда организация реализует подакцизную продукцию, и так далее. С другой стороны, возможно сразу определить участки, где проблем, скорее всего, не появится. Это относится в первую очередь к несложным налогам (транспортный налог, налог на рекламу и так далее).
Таким образом, проверку уплаты и исчисления налогов можно производить в тематическом разрезе. Но в организациях с объемной и сложной системой налоговых обязательств, которые имеют обособленные подразделения, дочерние компании, которые применяют различные режимы налогообложения (у головной организации - общий режим, а у обособленного подразделения - единый налог на вмененный доход), второй этап налогового аудита необходимо проводить сплошным методом. Во время проведения второго этапа работ проводится проверка налоговой отчетности, которая представлена экономическим субъектом по установленным формам, правильности вычисления сроков уплаты, налогов и так далее. При этом у методов и способов проверки каждого налога есть свои особенности. К примеру, при проверке правильности начисления налога на прибыль обращается в первую очередь внимание на экономическую обоснованность и документальное подтверждение затрат.
При налоговом аудите производится проверка правильности формирования налоговой базы и заполнены ли налоговые декларации организации. Как уже выше отмечалось, под налоговым учётом подразумевается весь учёт, включая бухгалтерский, который имеет данные, влияющие на формирование налоговых обязательств организации. Практически все налоги в настоящее время, за исключением единого налога, который уплачивается в связи с использованием упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, и прочих, исчисляются согласно данным бухгалтерского учёта. Итак, аудиторы, которые проводят проверку, производят экспертизу налогового и бухгалтерского учёта за весь период, который подлежит проверке. Экспертиза включает в себя проведение анализа первичных документов, получение от руководства разъяснений о методиках и показателях, которые положены в основание налогового расчета. В ходе аудита (проверки) аудиторы обязаны тесно сотрудничать с юридической и бухгалтерской службами организации и непосредственно с руководством.
Аудиторы в первую очередь должны осознавать, чем и как в действительности занимается проверяемая организация. Дело в том, что почти каждая фирма в определенной степени и в различных масштабах заключает сделки, в которых непосредственно отношения и выполняемая работа не соответствует их юридическому оформлению. Самый распространенный пример - обналичивание денежных средств. Для документального оформления данной сделки большинство организаций заключают фиктивные договоры подряда. Проведение этих операций при недостаточно грамотном юридическом оформлении способно привести к очень серьёзным последствиям. Аудитор не должен без внимания оставлять все рисковые и проблемные (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, потому бухгалтерская служба и руководство организации должны снабдить аудитора не лишь формальной, но и фактической информацией о своей деятельности.
Необходимость тесно взаимодействовать проверяющей и проверяемой сторонам в ходе налогового аудита мотивируется также тем, что при проверке бухгалтерия организации должна стремиться к тому, чтобы незамедлительно исправить как можно больше ошибок, обнаруженных аудиторами. Таким образом, цель налогового аудита - не обнаружение как можно большего числа ошибок и занесение их в отчет, а их исправление вместе с работниками организации. Если определенные ошибки уже невозможно по определенным причинам исправить , аудиторы внесут их в свой отчет с советами о том, как избежать в дальнейшем аналогичных ошибок. На третьем, заключительном, этапе подводят результаты проведенного аудита. Итоги аудиторской проверки оформляют в аудиторском заключении. В заключении об итогах исполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита необходимо выразить мнение: о правильности исчисления и степени полноты, перечисления и отражения экономическим субъектом платежей во внебюджетные фонды и бюджет; о правильности применения налоговых льгот экономическим субъектом.
Но само по себе заключение не несет рекомендательной и аналитической информации. Потому заказчик аудита также должен требовать отчет об аудиторской проверке, в котором детально рассмотрены все обнаруженные ошибки и даются рекомендации, как их исправить. Проверяющая организация может нести ответственность за полноту и правильность отражения в заключении данных и (или) отчете аудитора о искажениях, выявленных им.