Pages Navigation Menu

Услуги аудиторской компании "Анеста Аудит"

История финансового аудита в России

История финансового аудита в России

В советское время
В советское время проверка бухгалтерской отчётности организаций и предприятий называлась словом «ревизия». Для проверки бухгалтерского учёта одного предприятия могли быть привлечены бухгалтеры других предприятий (по принципу «равный проверяет равного»). Проверку вели сплошным образом для выявления хищений и злоупотреблений. Благодаря этому ревизия отличались принципиально от аудита финансовой отчётности в классическом понимании.
Конец 1980-х — 2010
Термин «аудит» Россию (тогда СССР) вернулся в конце 1980-х гг. ввиду деятельностью возникших вновь совместных предприятий. Первые аудиторы - это бывшие бухгалтеры и ревизоры, потому аудиторские проверки в начале 1990-х напоминали сильно ревизии советского образца. Только постепенно элементы и стандарты и классического финансового аудита прижились на российской почве. Все же и по сей день представление об аудите не сложилось до конца, как у представителей профессии, так и у пользователей аудита; элементы ревизии присутствуют всё ещё в работе.
Рынок аудита сложился, в основном, к середине 1990-х годов и принципиально к настоящему времени не изменился. На нём представлены три главные группы игроков: (1) консалтингово-аудиторские международные группы («Большая четвёрка»), (2) большие российские консалтингово-аудиторские компании, многие из которых являются членами международной сети и оказывают под их маркой услуги, (3) мелкие и средние аудиторские компании. Первые две группы, так как немногочисленны, аккумулируют большую долю рынка в денежном измерении, при этом оказывая высокомаржинальные услуги самым платёжеспособным и крупным компаниям. Третья группа, так как самая большая по составу участников (доля по числу > 90 %), получает только незначительную долю выручки. Компании данной группы работают в низком и среднем ценовом сегменте, порою отчаянно демпингуют.
Регулирование
Деятельность аудиторов до 2002 регулировалась принятыми в 1993 году Президентом Временными правилами об аудиторской деятельности и некоторыми актами Правительства РФ и Совета по аудиторской деятельности при Президенте РФ. С конца 1994 ввели обязательную аттестацию аудиторов, а начиная с 1995 — лицензирование частных аудиторов и аудиторских организаций.
В 2001 году приняли, а с 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «Об аудиторской деятельности». Он оказал определённое влияние на рынок финансового аудита и его продвижение в сторону более цивилизованных стандартов работы. Например, закон установил для аудиторских организаций специальную правоспособность (аудиторские фирмы могут заниматься лишь аудитом и сопутствующими услугами). Ввели минимальную численность штата аудиторских фирм. Закрыли доступ на рынок обязательного аудита индивидуальных аудиторов.
По инициативе Минфина, начиная с 2003, представителей аудиторской профессии, других заинтересованных лиц вели подготовку новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая затянулась изрядно ввиду столкновения противоположных мнений в отношении ряда моментов (в основном, из-за отмены лицензирования и требований к СРО). концов, в декабре 2008 приняли и с 1 января 2009 (отдельные статьи — с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, согласно которому лицензирование аудиторов заменяется обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО обязаны быть физические лица-аудиторы. Наименьшее число членов — 500 аудиторских организаций или 700 аудиторов. Индивидуальным аудиторам возвращён частично доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменили механизмом компенсационных фондов СРО.
Особенности восприятия аудита в России
Специфику восприятия в России аудита, кроме советского прошлого и невнушительного возраста профессии, определяет еще и тот факт, что отделение собственников бизнеса от оперативного управления бизнесом проходило главным образом в больших публичных компаниях. Во многих других предприятиях собственники продолжают руководить, так как отсутствует конфликт «акционер — наёмный менеджер», являющийся традиционно «двигателем» независимого аудита финансовой отчётности.
В итоге собственникам-менеджерам не требуется аудит финансовой отчётности. В лучшем случае (для аудиторов) им понадобятся смежные услуги, например, налоговый аудит (который, все-таки часто заказывается и производится в рамках договора об аудите отчётности). Учитывая данные потребности клиентов, аудиторы (в основном, из третьей группы) строят соответствующим образом проверки, даже когда те называются аудитом: главная часть времени будет потрачена на анализ рисков и налоговых обязательств клиентов, а незначительная — для того ,чтобы обеспечить формальные признаки аудита финансовой отчётности. Осознавая данную специфику аудита, большинство российских банков при рассмотрении кредитных заявок клиентов требуют им представить не аудированную финансовую отчётность, а по собственным стандартам управленческую отчётность. Ввиду этого, спрос на аудит финансовой отчётности со стороны банков, который, кажется, должен стимулировать рынок, не выражен в явном виде.
В итоге по сей день стороной, самой заинтересованной в проведении аудита, являются непосредственно аудиторы. Это объясняет во многом такие явления, как ценовой демпинг, «всеядность» аудиторов, которые характерны для третьей группы аудиторов. Это отчасти также объясняет путь «сверху вниз», которым финансовый аудит прокладывал до настоящего времени себе дорогу: государство (с участим лоббистов от профессии) устанавливало и несколько раз изменяло случаи, когда аудиторскую проверку делают обязательной для компаний, создавая, таким образом, нерыночный спрос на услуги даннопрофессии.
Количественные свойства рынка аудита
Минфином РФ в настоящее время зарегистрировано в реестре 6 аудиторских СРО.
Количество аттестованных аудиторов составляет 38.8 тысяч человек. Из них лишь 0.7 тыс. человек оказывают непосредственно аудиторские услуги, остальные = это сотрудники аудиторских фирм, число которых составляет, в свою очередь, 6.2 тыс. шт..
По состоянию на 25 февраля 2010, число индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, которые внесены в контрольный экземпляр реестра Минфина, составило 4.2 тысяч фирм и 21.1 тысяч человек соответственно (данные с официального сайта Минфина)
Обязательный аудит
Обязательный аудит является обязательной ежегодной проверкой бухгалтерской отчётности банков, открытых акционерных обществ, фондов, бирж,организаций с долей уставного капитала, который принадлежит иностранному инвестору, больших предприятий и прочих организаций, список которых устанавливается нормативными актами.
Законом «Об аудиторской деятельности» и некоторыми другими федеральными законами установлены случаи, при которых компании должны произвести независимый аудит собственной бухгалтерской или других видов отчётности. Это касается компаний определённых секторов: инвестиционные компании, кредитные организации, фонды и так далее; к количественным характеристикам компаний: в согласии с Законом 400-ФЗ от 28 декабря 2010 выручка больше 400 миллионов рублей, активы больше 60 миллионов рублей; к предприятиям-банкротам, к статусу компаний — ОАО. Ныне действующие критерии для обязательного аудита введены с 01.01.2011. Во всех остальных случаях производимый аудит, в согласии со сложившейся практикой, называется «инициативным» («по индивидуальному заданию», «добровольным»).